Проблемы дополнительного образования на современном этапе

Педагогика» Коды ГРНТИ: 14 — Народное образование. Педагогика ВАК РФ: 13. В статье охарактеризованы основные проблемы ее функционирования: слабое соответствие содержательного компонента видов « дополнительной» образовательной деятельности учреждений актуальным интересам и потребностям различных возрастных групп детей и молодежи, значительная трудность реализации рекреационно-социализирующих т. «не образовательных» задач в рамках учреждения дополнительного образования детей. Также освещен организационносодержательный аспект направлений модернизации указанной сферы: расширение вариантов организационно-правовой формы учреждений, осуществляющих деятельность во внешкольной сфере; разграничение по типам и организационным формам учреждений, реализующих «образовательные» и «рекреационно-социализирующие» программы и т. The aim проблемы дополнительного образования на современном этапе the paper is to characterize the current state of the system of additional education of children in the Russian Federation. Научная статья по специальности " Народное образование. Педагогика" из научного журнала "ВЕСТНИК ТЮМЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА", Селиванова Ольга Антиевна Похожие темы научных работ Куприянов Борис Викторович Золотарёва Ангелина Викторовна Павлов Андрей Викторович Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогикеавтор проблемы дополнительного образования на современном этапе работы — Селиванова Ольга Антиевна Куприянов Борис Викторович Золотарёва Ангелина Викторовна Павлов Андрей Викторович Мяснянкина Наталья Геннадьевна Шевченко Светлана Алексеевна Текст научной работы на тему "ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ". Научная статья по специальности "Народное образование. Целью статьи является характеристика современного состояния системы дополнительного образования детей в Российской федерации. В статье охарактеризованы основные проблемы ее функционирования: слабое соответствие содержательного компонента видов «дополнительной» образовательной деятельности учреждений актуальным интересам и потребностям различных возрастных групп детей и молодежи, значительная трудность реализации рекреационно-социализирующих т. «не образовательных» задач в рамках учреждения дополнительного образования детей. Также освещен организационносодержательный аспект направлений модернизации указанной сферы: расширение вариантов организационно-правовой формы учреждений, осуществляющих деятельность во внешкольной сфере; разграничение по типам и организационным формам учреждений, реализующих «образовательные» и «рекреационно-социализирующие» программы и т. The aim of the paper is to characterize the current state of the system of additional education of children in the Russian Federation. Досуговая сфера социализации, дополнительное образование, допрофессиональная подготовка, рекреация, социализация. Leisure sphere of socialization, additional education, pre-professional training, recreation and socialization. Произошедшие в течение последних десятилетий в нашей стране процессы превратили сферу внешкольного досуга детей и проблемы дополнительного образования на современном этапе в своеобразную индустрию развлечений, действующую по законам проблемы дополнительного образования на современном этапе экономики. Зачастую она не находит выхода в практику реальных взаимоотношений в системе учреждений дополнительного образования и содержание их деятельности. Корнем многочисленных проблем, связанных с данной сферой, на наш взгляд, является узость подхода к проблемы дополнительного образования на современном этапе специфики социализации личности во внеучебной деятельности, сведения локализации данного процесса лишь к пространству «дополнительного образования». На первый взгляд, весьма стройная логика наименования: общее образование и образование дополнительное, в совокупности составляющие образование непрерывное. Считается, что данный вид образования исторически сложился как специфическая часть системы непрерывного образования, обеспечивающая развитие ребенка и молодого человека в его свободное время. Именно этот аспект отражен в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. «Идеальные» описания преимуществ процесса «дополнительного образования» в условиях тех или иных учреждений в научной литературе традиционно рисуют весьма оптимистичную картину. Кудашов, характеризуя потенциал современных учреждений дополнительного образования как институтов эффективной социализации детей и молодежи, отмечает: — Главное в дополнительном образовании детей и молодежи — свободное участие основанное на свободном выборе вида и объема деятельности растущих людей в деятельности, позитивно воздействующей на процесс их социальной адаптации, самоутверждения и самореализации, здоровье физическое, психическое и духовноесамоопределение личностное, социальное, профессиональноеобщую и досуговую культуру и т. Каждый сам определяет смысл и меру своего участия в программной деятельности. Именно поэтому в учреждениях дополнительного образования практически всегда создается комфортная, креативно-коммуникативная среда, благоприятная для самоутверждения и самореализации, а следовательно, и для эффективного осуществления дальнейшего саморазвития. Попытаемся оценить, насколько проблемы дополнительного образования на современном этапе «идеальная» картина соответствует реальному положению дел в сфере дополнительного образования, перечислив наиболее актуальные, на наш взгляд, из существующих проблем названной сферы. Структурно-функциональная разрозненность проблемы дополнительного образования на современном этапе дополнительного образования. Система учреждений дополнительного образования России напоминает сегодня своего рода «лоскутное одеяло» вследствие своего весьма разнородного юридического и экономического статуса, их различного уровня муниципальные, областные и пр. Проблема носит весьма неочевидный на первый взгляд характер: многие с воодушевлением начнут описывать преимущества разнообразия региональных моделей соподчинения учреждений различным ведомствам, разнообразия статусов учреждений и т. Однако, не стоит забывать, что речь идет об образовательных учреждениях дополнительного образования детей, т. Печальный пример Тюменской области позволяет реально продемонстрировать, сколько проблем создает ситуация, при которой в проблемы дополнительного образования на современном этапе молодежной политики не имеющей собственной законодательной федеральной базы функционируют образовательные учреждения дополнительного образования: львиная доля энергии работников учреждения и бюджетных средств уходит на исполнение требований закона об образовании в деятельности, которая зачастую в принципе не должна и не может регулироваться положениями данного закона. Алогичность подобного рода ситуаций очевидна, однако «образовательный» профиль учреждения диктует свои условия. Содержательно-функциональная противоречивость системы дополнительного образования. До недавнего времени значительнейшую часть контингента получателей дополнительных образовательных услуг являли собой дети 7-12 лет: хореография, макраме, бумагопластика, — большой перечень подобного вида занятий. С переходом к среднему подростковому возрасту кратно возрасла роль спортивно ориентированных видов деятельности включая спортивные танцыразвиваемых обычно в рамках спортивных секций и спортшкол. Непреходящая головная боль функционеров от допобразования — занятость старших подростков и студенчества, поскольку из года в год подтверждается парадокс: старшие подростки почему-то массово не желают «плести макраме», а проблемы дополнительного образования на современном этапе дополнительного образования не имеют права по существующему законодатель- ству платить специалисту, реализующему программу работы, допустим «клуба общения» подростков, работающем в русле реализации технологии «групп взаимопомощи» и пр. Не проблемы дополнительного образования на современном этапе глупо выглядят занятия по расписанию «реперов», любителей «граффити», членов клуба КВН и пр. Подобного рода противоречие ведет к существованию массового бумаготворчества педагогов дополнительного образования, иногда менее, иногда более талантливо маски -рующих цели, задачи и содержание «необразовательных» по сути видов досуговой деятельности детей, подростков и молодежи под требования образовательных стандартов и положений. Особенно трудно в этом отношении приходится учреждениям, основной целевой группой деятельности которых являются дети и подростки так называемой «группы особого внимания», во взаимодействии с которыми необходимо применение социально-педагогических, психологических, коррекционных иных методов и лишь в отдельных случаях — образовательных. Проблемы дополнительного образования на современном этапе дальнейшего развития данного противоречия весьма негативны: внедрение в школы стандартов начального образования, требующего организации для младших школьников серии дополнительных занятий на базе образовательного учреждения, в скором времени «переместит» ребятишек 7-12 лет из помещений учреждений дополнительного образования в проблемы дополнительного образования на современном этапе классы и залы. Молодежные же направления и проекты КВН, молодежные дебаты, чирлидинг — некоторый аналог спортивной акробатики, историческая реконструкция и т. Общеизвестное противоречие между требованиями в современных условиях, с одной стороны, наличия «обучающего» учебные планы, компетенции, занятия по расписанию и пр. Попытка решить его административными мерами ведет к практике приписок на всех уровнях реализации программ дополнительного образования: от отдельного учреждения до муниципальных и региональных уровней отчетности. Пример: число трудоустроенных в летний период подростков — основная самоцель отчетности особенно, если знать, что 90% из этого числа — лица, трудоустроенные на 3! Тюмени в летние месяцы 2012 года. Остается без особого внимания серьезная работа специалистов, реально трудоустроивших на длительный срок оставшихся 10% подростков. Она достойна уважения, а не критики и обвинений в «недоработке», В ходе рабочей командировки автора статьи в г. Сиэттл штат Вашингтон, СШАпри ознакомлении членов нашей группы с системой проектов трудовой и досуговой занятости для молодежи города в летний период, представитель местного муниципалитета озвучил цифру количества участников городских программ прошедшего летнего сезона в количестве 245 подростков население Сиэттла — 608 тысяч по данным 2010 года. Гордое заявление коллеги автора с российской стороны: «у нас в Тюмени за прошлое лето было привлечено 8 000 человек» население Тюмени — 604,8 тысячиу большинства членов нашей группы — работников системы общего и дополнительного образования города вызвало чувство неловкости. Тенденция привнесения в содержание деятельности учреждений дополнительного образования идеи «предпрофессиональной» подготовки на фоне сворачивания специального профессионального образования в целом не лишена смысла. Однако в настоящее время сложно представить себе по сути своей досуговое учреждение, способное подготовить воспитанника по той или иной программе допрофессиональной подготовки с выдачей документа установленного образца за исключением, может быть спортшкол с их системой присвоения спортивных разрядов. Все попытки достичь указанной цели приводят к перерождению собственно досугового учреждения в некое подобие учебнопроизводственного комбината или же варианта того же учреждения СПО, в структуре которого происходит все тот же процесс обучения конкретному варианту профессиональных навыков. Воспитательные аспекты взаимодействия с детьми и подростками, вопросы использования ресурсов коллективного взаимодействия, наконец, радость человека от свободного время препровождения в компании друзей и пр. В Америке автору статьи довелось увидеть оборудованный по последнему слову техники муниципальный компьютерный зал-мастерскую на 100 мест г. Такома, штат Вашингтоншефами которого являлся сам Билл Гейтс и его кампания они отвечают за обновление парка техникив котором на момент приезда нашей делегации занималось два подростка. На наши вопросы о частоте занятий и пр. Приходят они в мастерскую по желанию, в удобное для себя время, при необходимости всегда могут проконсультироваться с дежурным специалистом зала. Одномоментно в зале обычно занимается от 1 до 30 подростков. На вопрос о содержании и режиме занятий, нами был получен ответ: «Занятий нет как таковых. Периодически руководством вывешивается информация о тематике предлагаемых курсов, при наличии минимальной группы желающих, согласовывается график встреч и они проводятся». При отсутствии желающих, курсы не проводятся, подростки сохраняют свободный режим посещения. Даже не стоит пытаться представить себе, какое количество обвинений в неэффективно используемых муниципальных затратах и нерационально используемых площадях может услышать руководитель российского учреждения дополнительного образования, рискни он воплотить подобную модель работы у себя в учреждении. Чиновники «от досуга» упорно не желают признать, что «допрофессиональ-ная» подготовка в системе учреждений дополнительного образования современного образца может быть воплощена в лучшем случае в форме периодических краткосрочных курсовых тематических подготовок, своеобразных «погружений», сумма которых, в конечном счете, в отдельных случаях, может явиться основанием присвоения той или иной ступени квалификации. Разработка содержания подобного рода гибкой траектории индивидуальной «допрофессиональной подготовки» — сложнейшая задача перспективного развития отрасли дополнительного образования. Опрометчиво желание администраторов и менеджеров «от дополнительного образования» соединить по сути своей несоединяемое: с проблемы дополнительного образования на современном этапе стороны, массовость охваченного «организованными формами досуга» детского и подросткового населения страны, с другой — формализованность идеи предоставления «дополнительных образовательных услуг» и, с третьей — действующее на постоянной основе непрерывно осуществляющее свою деятельность образовательное учреждение. В основе же деятельности образовательного учреждения — идея непрерывной «допрофессиональной» деятельности строго определенного содержания, рассчитанного на ряд лет, и требующая постоянного наличия стабильного контингента учащихся, согласующегося с контрольными списками и бесконечным числом «разрешительных» документов и справок, как в отношении самих детей, так их родителей. Отметим, что ригидность современной системы дополнительного образования не позволяет ей преодолеть очевидность выше названного противоречия, успешно разрешаемого самой жизнью, но уже за пределами системы. Бесчисленное число платных клубов, центров досуга и пр. Попытки же «втиснуть» реальную по сути «необразовательную» волонтерскую, рекреационную, социально-педагогическую иную деятельность указанных учреждений в нормативы положений закона «Об образовании» в принципе лишают эти учреждения проблемы дополнительного образования на современном этапе развития как таковых, вынуждая оправдываться перед прокуратурой за несоблюдения в своей деятельности норм закона «Об образовании». В проекте программы просматривается приоритет, отдаваемый проблемы дополнительного образования на современном этапе развитию инновационных, современных вариантов организации дополнительного образования и его конкретных форм эксплораториумы и т. Одновременно, документ не дает ответа на некоторые, на наш взгляд, ключевые вопросы. Так, в тексте ничего не сказано о перспективах содержательного аспекта модернизации сферы дополнительного образования: проблемы дополнительного образования на современном этапе в постановке, ни в целях, ни в задачах, ни в показателях индикаторах нет ответа на вопрос: каким образом необходимо модернизировать эту сферу. В тексте проекта программы слабо раскрывается и заявленная межведом-ственность программы: простое перечисление в паре проблемы дополнительного образования на современном этапе документа сфер культуры, молодежной политики, физической культуры и спорта не дает представления о механизме активизации их ресурсного потенциала, специфике самих этих сфер, «образовательный» компонент в которых никогда не являлся и не может быть по определению ведущим. Складывается впечатление, что приоритетным, с точки зрения разработчиков, является сохранность организационно-правовой проблемы дополнительного образования на современном этапе развиваемых учреждений — дополнительного образования детей ДОДа не специфика, направления и содержание межведомственной координации различных по сути сфер социализации молодежи. На наш взгляд — это методологически ошибочный подход. Исходить следует из развернутого анализа тенденций, проблем и фактического состояния отрасли, предварительной оценки перспектив ее развития, определения специфики «межотраслевого» характера существования и ресурсного обеспечения учреждений, и главное — динамично меняющихся потребностей потенциальных потребителей услуг, а также комплексного характера этих потребностей в сфере социального взаимодействия. Из 25 представленных в проблемы дополнительного образования на современном этапе показателей индикаторов эффективности реализации программы лишь три весьма косвенно проблемы дополнительного образования на современном этапе содержательный аспект оценки предполагаемых перспективных результатов наличие региональных концепций и действующих программ развития системы дополнительного образования детей; наличие форм аттестации обучающихся в учреждениях дополнительного образования детей и нормативно закрепленная возможность использовать эту аттестацию при формировании портфолио; удовлетворенность родителей инновационными программами дополнительного образования и новыми формами отдыха и оздоровления детей, клубными формами, социальными практиками и общественной деятельностью детейостальные ограничиваются лишь «объемом средств» и «удельным весом» той или иной замеряемой единицы. Показательно, что «нестатистические» показатели проблемы дополнительного образования на современном этапе как раз тех аспектов текста документа, которые, по сути, являются в нем искусственно привнесенными в довольно стройную логически и по смыслу выстроенную схему развития системы дополнительного образования детей: ни клубные формы, ни социальные в т. Отмеченная в начале проекта документа тенденция «. Популярность «клубов», имевшая место в нашей стране среди детей и молодежи 25-30 лет и проблемы дополнительного образования на современном этапе положение дел — не сопоставимы. За 20 лет существования системы учреждений дополнительного образования в России стало очевидно — она одна даже вместе с системой общего образования не в состоянии полностью удовлетворить все а не только образовательные, предпрофессиональные и т. Эти потребности гораздо шире, и включают в себя интересы в сфере досуга, рекреации, общения, получения различного рода помощи и поддержки, реализации разнообразных социальных инициатив и т. По нашему мнению, сегодня необходимо четко сознавать, что для развития этих и многих других вариантов и форм активности современной молодежи сфера дополнительного образования — недостаточна, более того, изначально ограничена своей проблемы дополнительного образования на современном этапе, и никакая ее модернизация не позволит совместить заданную форму учреждений дополнительного образования с предъявляемыми к их работе требованиями с необходимостью развития современных, адекватных потребностям молодежи форм организации личной актив -ности в сфере досуга и социального взаимодействия. Искусственные попытки включить эту активность в нормативно ограниченные формы «кодифицированной» системы дополнительного образования, в перспективе все в большей степени будут способствовать ее уходу во внеинституциализированный сегмент социума. Мы считаем, что решение выше перечисленных противоречий и проблем возможно лишь при условии отказа от попыток генерализации роли сферы дополнительного образования и ее учреждений как в плане постановки задач в документах, так и показателей эффективности в общем процессе внешкольной социализации личности. Необходимо изначально обозначить сферу интересов системы дополнительного образования: общее развитие и проблемы дополнительного образования на современном этапе подготовка детей и молодежи. Образовательные учреждения дополнительного образования детей, освобожденные от несвойственной их сути проблемы дополнительного образования на современном этапе — привлечения максимально возможного числа детей к занятиям, смогут в спокойном режиме совершенствовать «специализированые» виды деятельности, сохранять устойчивый состав проблемы дополнительного образования на современном этапе занимающихся в данном случае точнее — обучающихся конкретному виду деятельностивозможно, налаживая связи с учреждениями СПО либо ВУЗами в этом смысле не лишена перспектив идея получения ребенком некоторого конкретного объема знаний, умений и навыков в том или ином виде деятельности, подтверждаемая выдаваемым ему квалификационным удостоверением, позволяющим, например, иметь преимущества при поступлении в училище, колледж или проблемы дополнительного образования на современном этапе и пр. В этом случае учреждения дополнительного образования действительно смогут в полной мере соответствовать идее допрофессиональной подготовки. Когда мерой богатства будет. Более широкие — социализирующие задачи должны быть приоритетом иных не образовательных сфер и, видимо, иного типа учреждений не дополнительного образования. В качестве примера можно вспомнить федеральный проект, предлагавший развитие сети учреждений для детей, подростков и молодежи в сфере молодежной политики. На наш взгляд, развитие сети подобного рода необразовательных учреждений наряду с совершенствованием деятельности сети учреждений дополнительного образованиявыстраивание их иерархической соподчиненности от федерального до муниципального уровней, разработка законодательного, организационного, методического и содержательного обеспечения деятельности данных учреждений с менее жесткой системой контроля посещаемости, режима, отчетности и т. Пермь, проблемы дополнительного образования на современном этапе 2012 г. Теоретико-методологические основы становления и развития организационной культуры учреждения дополнительного образования детей. Омск: Омский юридический институт, 2009. Омск: ИПК Макшеевой Основные проблемы социального развития России. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей УТВЕРЖДЕНО приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 июня 2012 г. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. Межведомственная программа развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года проект. «Problemy i perspektivy razvitija obrazovanija» Perm, maj 2012 g. «Problems and prospects of the development of education» Perm, May 2012. Kursk: Kursk State University Publ. Omsk: Omsk Institute of Law, 2009. Voprosy filologii i metodiki prepodavanija inostrannyh jazykov: mezhvuzovskij sb. Omsk: IPK Maksheevoj The main problem of the social development of Russia. Intellectual and spiritual potential of the nation. Analiticheskij vestnik Soveta Federacii FS RF — Analytical Bulletin of the Federation Council. Federal state educational standard of general education Approved by the Ministry of Education and Science of the Проблемы дополнительного образования на современном этапе Federation dated «17» December 2010 number 1897. Modern system of additional education. Interdepartmental Program of additional children educational development in the Russian Federation up to 2020 draft. Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий. Селиванова Ольга Антиевна "ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" ВЕСТНИК ТЮМЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА 2013. Селиванова Ольга Антиевна 2013. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Проблемы дополнительного образования на современном этапе В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. }} Скопируйте отформатированную библиографическую ссылку через буфер обмена или перейдите по одной из ссылок для импорта в Менеджер библиографий. Селиванова Ольга Антиевна "ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" ВЕСТНИК ТЮМЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА 2013. Селиванова Ольга Антиевна 2013. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.Курсовая работа: Детско-подростковые клубы как часть системы дополнительного образования Домашке. Курсовая работа: Детско-подростковые клубы как часть системы дополнительного образования Курсовая работа: Детско-подростковые клубы как часть системы дополнительного образования: МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАЛУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ ЦИОЛКОВСКОГО Факультет психологии Кафедра социальной и организационной психологии КУРСОВАЯ РАБОТА НА ТЕМУ: «Детско-подростковые клубы как часть системы дополнительного образования» КАЛУГА 2008 План Введение 1 Глава. Этапы развития внешкольного образования 1. Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детско-подростковый центр «Содружество» 2. Социализация как понятие широко употребляется в современных работах философов, социологов, психологов, педагогов. Именно поэтому актуально стремление познакомится с историей изучения и разработки данной проблемы. Своеобразие современного этапа развития нашего государства, противоречивость социальных отношений, расслоение общества, недостаточное внимание взрослых проблемы дополнительного образования на современном этапе проблеме социального развития молодёжи требует сегодня глубокого переосмысления функций всех социальных институтов по отношению к детям и созданию условий для проблемы дополнительного образования на современном этапе жизнедеятельности. При проведение экономических реформ, сопровождающихся снижением уровня жизни населения, не были приняты во внимание последствия их влияния на нравственное, психическое и физическое здоровье детей, не проведены в необходимом объёме компенсационные меры по их защите. При том, что распалась существовавшая долгие годы пионерская организация, способствовавшая формированию социального опыта детей, сегодня они лишены возможности создавать свои новые организации из-за отсутствия материального, методического и педагогического обеспечения. Развитие системы образования на современном этапе характеризуется усилением роли дополнительного образования детей в жизненном становлении и профессиональном самоопределении ребенка. Сегодня общеобразовательная школа не в полной мере удовлетворяет потребностям развивающейся личности. Все чаше специалисты отмечают, что во взрослую жизнь все больше приходит молодых людей без творческой искры, самостоятельности, а главное без нравственных ориентиров. Во все времена, во всяком обществе одной из важнейших проблем наряду с образованием стояло воспитание подрастающего поколения. Система дополнительного образования является досугом, поэтому участие ребенка в обучающем процессе построено на волеизъявлении самого ребенка. Этим в значительной степени определяются характеристики образовательного процесса в данных учреждениях, отличающегося от базового иным способом педагогического руководства: обучающимся предоставляется право выбора вида деятельности, уровня сложности и темпа освоения образовательной программы; организуется творческое сотрудничество детей и взрослых. Закон об образовании РФ подтверждает: «Дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства». Объект исследования: дополнительное образование. Предмет исследования: детско-подростковые клубы города Калуги. Гипотеза:учреждения дополнительного образования помогают раскрыть творческий потенциал ребенка, его природные способности. Проблемы дополнительного образования на современном этапе соответствии с объектом, предметом и целью определены следующие задачи исследования: - основные тенденции становления и развития дополнительного образования в России -приоритетные направления дальнейшего развития учреждений дополнительного образования; -проанализировать имеющийся опыт России в системе внешкольного образования детей; -определить наиболее эффективные формы, методы и средства функционирования учреждений дополнительного образования адекватных новым социально- экономическим условиям России. Учет особенностей современного учреждения дополнительного образования детей, как специфического, обуславливает проблемы дополнительного образования на современном этапе -теоретического обоснования целей дополнительного образования в проблемы дополнительного образования на современном этапе социально-экономических условиях; -научного обоснования требований к отбору содержания и технологий дополнительного образования; - создание атмосферы инновационного учебного учреждения, объединяющего в творческом поиске коллективы педагогов и учащихся в единое сообщество, осуществляющее совместный творческий поиск образовательных систем, основанных на информационных и коммуникационных технологиях. Методологической и теоретической основой исследования является философские положения о целостности и целеустремленности развивающихся систем и подсистем, социальной роли экономических условий, диалектический подход к развитию системы, а также совокупность психологических и педагогических знаний о системности образования, тенденции ее развития; о проблемах непрерывного образования и его составной части - дополнительного образования. При этом теоретической базой являются работы: Методы исследования:анализ литературы, синтез, сравнение. Еще древние говорили: сейте хлеб — это на годы; выращивайте лес - это на десятилетия; занимайтесь воспитанием — это на века. Появление первых организованных форм внеурочной работы с детьми специалисты относят к 30- м годам двадцатого столетия, когда в Шляхтетском кадетском корпусе в Петербурге воспитанники организовали литературный кружок, а позже стали издавать и свой печатный орган под названием «праздное время в пользу употребленное «. Эти слова можно считать девизом той образовательно-досуговой деятельности, которая стала проблемы дополнительного образования на современном этапе развиваться в России. Примерно с этого же времени начинает свой отсчет история детских парков, первый из которых был создан по приказу Екатерины 2 для ее внука, будущего императора России Александра 1. Он считал чрезвычайно полезным в учебных заведениях устраивать литературные беседы и тем самым способствовать развитию самостоятельного мышления учащихся. Формирование отечественной системы внешкольного образования детей. Возникновение первых внешкольных учреждений для детей России связанно с именами Станислав Теофилович Шацкий 1878-1934 г. Свою педагогическую деятельность Шацкий начал в 1905г. Среди детей и подростков рабочих окраин Москвы, где вместе с Зеленко и другими педагогами создал первые в России детские клубы. К весне 1906 г. Шацкий и Зеленко на базе приюта организовали культурно-просветительское общество «Сетлемент». Общество ставило главной целью удовлетворение культурных и социальных потребностей детей молодежи малообеспеченной и малокультурной, части населения, фактически лишенной возможности получить школьное образование. Практическая работа с детьми основывалась на педагогической концепции, которую разработали члены общества. Эта концепция исходила из необходимости создания условия, которые помогли бы детям жить богатой эмоциональной и умственной жизнью. В обучении акцент был сделан на усвоение практических значимых для жизни детей знаний. Отношения между педагогами и детьми понималось как отношения между старшими и младшими товарищами. Большое значение придавалось воспитанию у детей чувства товарищества, солидарности, коллективизма. Необычным явлением для того времени была организация детского самоуправления. Первые внешкольные учреждения во многом выполняли компенсирующую функцию - занятия в этих учреждениях компенсировали отсутствие у детей школьного образования. Вместе с тем они помогали организовать досуг детей, способствовали обогащению их коммуникативной деятельности. Инновационный характер первых внешкольных учреждений был обусловлен благородными мотивами их основателей, а также новыми педагогическими взглядами на проблемы воспитания детей. Целостность теории внешкольного образования в начале 22-го века обеспечивалась реализацией задач образования вне школы в появившихся своеобразных социально-педагогических комплексах вольные школы, народные дома, исправительные проблемы дополнительного образования на современном этапе, приюты, детские площадки, народные детские сады, летние колонии. Формы их самые разнообразные, общая их цель одна - организовать по словам Крупской ребят на борьбу за новый быт, за окультуривание всей жизни, делать ребят участниками великой стройки. Серьезную методическую помощь внешкольные учреждения стали получать от ученых. Народный комиссариат просвещения в своем ведении имел научно- педагогический институт по изучению детской игры, Институт методов внешкольной работы, Центральный институт детского коммунистического движения, Научно-исследовательский центральный дом художественного воспитания детей. Картина развития внешкольного образования, внешкольной работы в 20-30-е годы была очень яркой, наполненной событиями и противоречиями. Издавались детские журналы, где регулярно публиковались научно-педагогические и методические материалы по внешкольному образованию. Рост числа внешкольных учреждений проблемы дополнительного образования на современном этапе усиления внимания к подготовке кадров внешкольных работников. Складывалась система управления и координации внешкольной работы, привлечение к ней общественных организаций — «Друг детей», «Служба здоровья», профсоюзов, комитетов комсомола и др. У истоков педагогики внешкольного воспитания стояли: В 30-е годы были в основном сформулированы типы внешкольных учреждений: комплексные или много профильные и однопрофильные. Наиболее массовыми из них стали лагеря, летние базы отдыха школьников, отражающие все специфические черты внешкольных объединений. К середине 40-х годов сложилась государственная сеть внешкольных учреждений. Официально необходимость ее развития определилась следующими причинами: -школы работали в 2-3 смены, что мешало развитию внеурочной работы в самой школе; -недостаточный охват детей пионерским движением; -недостаточное число различных клубов, станций, секций, проблемы дополнительного образования на современном этапе проведения полезного досуга с детьми и подростками. Задачи внешкольных учреждений в эти годы формировались следующим образом: -борьба за получение детьми знаний, за вовлечение всех детей в школу, ликвидация неграмотность; -организация досуга детей через проведение массовой культурно-просветительской работы; -оздоровление проблемы дополнительного образования на современном этапе и окружающего быта; -включение детей в социалистическое строительство, участие их мероприятиях партии и советской власти. Деятельность внешкольных учреждений развивалась по трем основным проблемы дополнительного образования на современном этапе -учебно-кружковая работа; -массовая работа; -методическая работа. Система внешкольных учреждений обладала финансовыми ресурсами, достаточными для постепенного, но непрерывного расширения масштабов этой системы. Эти финансовые ресурсы обеспечивались за счет государственного и местных бюджетов. К концу 1940 года в системе народного образования насчитывалось 1846 учреждений. В специфических условиях военных лет деятельность внешкольных учреждений была направлена на шефство над госпиталями, сбор лекарственных трав, выполнение заказов военных предприятий, овладение военным делом. В после военный период формы и методы работы с детьми определялись задачами воспитания и перспектив развития школы. В этот период внешкольная работа становится предметом внимания органов народного образования всех уровней. В 50-е годы происходит дальнейшая политизация работы внешкольных учреждений. Система внешкольных учреждений рассматривалась как важный идеологический инструмент укрепления социалистического строя. Детские внешкольные учреждения наряду с другими социальными проблемы дополнительного образования на современном этапе были призваны способствовать воспитанию гражданина социалистического общества, активного строителя коммунизма с присущими ему идейными установками, маралью интересами, культурой труда и поведения. Добровольный характер деятельности проблемы дополнительного образования на современном этапе объединений обуславливал неизбежность ориентации на интересы и потребности детей. Для детей внешкольные учреждения были не идеологическими центрами, а центрами творческой деятельности, неформального общения. Выполняя государственный заказ, детские внешкольные учреждения удовлетворяли запросы и потребности детей. Являясь учреждениями педагогическими, они не могли не ориентироваться проблемы дополнительного образования на современном этапе достижения индивидуально-личностных результатов. Можно выделить четыре основные педагогические функции, которые реализовывались в рассматриваемый период. Профессиональное и гражданское самоопределение детей. Внешкольные учреждения создавали условия для выявления талантов, развития творческих способностей детей, определения их планов профессионального образования. Гражданское самоопределение, жизненная позиция воспитанников внешкольных учреждений вырабатывалась в многообразных практических делах: организация трудовых объединений, участие в природоохраняемых мероприятиях, проведение праздников и концертов для населения, участия в исследовательской работе и т. Вторая функция связана с функцией профессионального самоопределения, но не тождественна ей. Во внешкольных учреждениях школьники получали образование, которое не проблемы дополнительного образования на современном этапе им дать школа не могла дать вообще или на желаемом уровне : эстетическое, техническое, спортивное, научное. Третья функция - коммуникативная, создание условий для развития коммуникативных контактов на межличностном, межшкольном, межрегиональном и международном уровнях. Творческие объединения детей становились своеобразными клубами. Дружеские связи, возникшие в рамках этих клубов, нередко сохранялись долгие годы. Такие контакты обогащали опыт социального поведения школьников, ибо в школе и во внешкольном учреждении они играли разные социальные роли, был различным характер их взаимоотношений со сверстниками и педагогами. Четвертая функция, которая появилась в процессе деятельности внешкольных учреждений - формирование духовного образа жизни. Участие в детских объединениях оказывало влияние на структуру свободного времени школьников, ибо всегда было связано и с самостоятельными занятиями дома, и с изменением содержания таких занятий иной подход к выбору телепередач, книг и т. Внешкольная деятельность детей влияет на круг их общения, на содержание личностно значимых проблем — иначе говоря, на всю систему духовных ценностей. В середине 80-ых годов во внешкольных учреждениях системы просвещения работали 135 тысяч педагогов, многие из которых сочетали эту работу с основной работой в ВУЗах, НИИ, на производстве, учреждениях культуры. Эти специалистыработая с детьмиреализовывали свой личный потенциал, свои педагогические способности. Внешкольные учреждения обеспечивали их методическую подготовку к педагогической работе. Реализация методической функции внешкольных учреждений выражалась и в их педагогических инновациях. Нередко в практике работы внешкольных учреждений появлялись такие формы и методы педагогической деятельности, которые можно было использовать и в массовой школьной практике. К ним относятся различные виды дискуссий, интеллектуальных игр и другие интерактивные методы. В этот пакет вошли постановления, раскрывающие основные направления реформы и определяющие пути развития отдельных подсистем образования дошкольных учреждений, средней школы, профессиональной школы. Специального постановления по вопросам работы внешкольных учреждений принято не было. Этапы Характеристика целей и задач Годы Особенности развития учреждений 1-й этап. Отсутствие доминанты в социализации До 1917г. Разработка теоретических основ в создание первых экспериментальных детских внешкольных учреждений 2-й этап. Становление Эпоха диктатуры пролетариата. Доминанта социализации-обучение, т к оснавная цель-ликвидация неграмотности. Задача-освоение образовательного минимума большинством населения С 1917 г. Формирование государственной системы внешкольных учреждений, которые играли второстепенную роль. Поэтому имели возможность для относительно свободного и самостоятельного развития 3-й этап. Цель-формирование личности активный строитель коммунизма, например. Задача-воспитание необходимых качеств заданного типа личности С нач. Задача- проблемы дополнительного образования на современном этапе движение личности по индивидуальной траектории развития к некой «индивидуальной планке» С середины 80-х годов Демократизация системы образования. Переход от внешкольных учреждений к учреждениям дополнительного образования детей. УДОД становятся одной из равноправных составляющих в системе непрерывного образования1 1. На развитии системы образования, в том числе внешкольных учреждений, сказались две группы факторов: и смена ценностных ориентиров, отказ от многих ограничений в сфере образовательной деятельности, и сокращение финансовых ресурсов, выделяемых на нужды образования. Следствиями действия этих факторов стали изменения в сети внешкольных учреждений, в их функциях, в содержании и масштабности инновационной деятельности. По данным Федерального Министерства образования, уже в первой половине 90-х годов расходы на образование стали существенно сокращаться. Нехватка средств привела к сокращению масштабов деятельности внешкольных учреждений, практике предоставления платных услуг. Внешкольные учреждения оказались все чаще к родителям с просьбой о финансовой помощи. Принятый закон создал правовые предпосылки для перехода от унитарной, идеологизированной, тоталитарной системы образования к системе вариативной, гуманистической, демократической. В качестве одного из важнейших принципов государственной политики в области образования Закон провозглашает гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, проблемы дополнительного образования на современном этапе и здоровья человека, свободного развития личности. Закон исходит из того, что образование должно быть направленно на воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье статья 2. Закон устанавливает принципы автономности проблемы дополнительного образования на современном этапе учреждений статья 2говорит о том, образовательное учреждение является юридическим лицом статья 12 и действует на основе своего устава. Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает, принимает и реализует образовательную программу статья 14. Оно имеет право в соответствии со своими уставными целями и задачами реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные услуги на договорной основе за пределами определяющих его статус образовательных программ статья 14. Статья 26 Закона РФ «Об образовании» специально посвящена дополнительному образованию. Закон «Об образовании» создал правовую базу для дальнейшей дифференциации учреждений дополнительного образования детей. Процесс дифференциации учреждений дополнительного образования стал превращаться в процесс их «индивидуализации»: различие проблемы дополнительного образования на современном этапе центрами дополнительного образования стали касаться не только их состава, профилей детских объединений, но и педагогических программ, исходных идей, лежащих в основе этих программ. Отпала функция идеологического воспитания, направленного на формирование заранее заданной мировоззренческой и политической позиции. Вместе с тем достаточно быстро обнаружилось, что общество не может развиваться без проблемы дополнительного образования на современном этапе идеологического пространства - общих ценностей, включающих в том числе отношения к историческому проблемы дополнительного образования на современном этапе страны, к ее национальным символам, ее роли в мировом сообществе. Главными специфическими особенностями дополнительного образования стали: - добровольность получения дополнительного образования детьми; - индивидуализированность и вариативность в том числе за рамками школьных программ ; - осуществление в сфере свободного времени детей, подростков и юношества. Законом РФ «Об образовании» этой системе придается образовательный статус. Однако сохранились противоречия между: - реальной образовательно-развивающей сущностью дополнительного образования детей и отношением к ней как системе, дополняющей общее образование; - технологией и организационным статусом; - требования общества к личности и личностным потребностям, а также потребностями разных социумов семья, детские организации, образовательные учреждения, дошкольные учреждениявзаимодействующими с системой дополнительного образования детей. Содержание дополнительного образования детей выходит за пределы стандартов общего полного среднего и начального, а также среднего профессионального образования. При этом термин «образование» употребляется в значении интегрированного процесса воспитания и обучения в интересах личности, общества и государства. Создаваемое на основе внешкольных учреждений деятельность которых в течение трех десятков лет относилась к категории воспитательной дополнительное образование детей вызывает к себе неоднозначное отношение Педагогической общественности заявленной направленностью на получение образовательных результатов. Для того, чтобы стать вполне эффективной в своем новом статусе система дополнительного образования детей должна сохранить свой опыт и традиции, с одной стороны, и стать вполне образовательной системой- с другой. Дополнительное образование детей, являясь составной частью всей образовательной системы России, подчиняется общим законам и государственным требованиям, одно из которых это ответственность учреждения за качество образовательных услуг лицам от 6 до 18 лет. Добровольно включаясь в образовательный процесс, ребенок и его родители тем самым доверяют педагогам свое самое ценное достояние - свободное время, надеясь, что результатом такой инвестиции станет эффективное удовлетворение комплекса образовательных потребностей развивающейся личности. Проблемы дополнительного образования на современном этапе образование детей - новый вид в структуре российской образовательной системе, созданной на основе интеграции нескольких традиционных для России педагогических практик. Смысловое содержание его отражено в « Типовом положении об образовательном учреждении дополнительного образования детей» 1995 г. Развитие ребенка в процессе дополнительного образования осуществляется в трех взаимопроникающих направлениях: -личностный рост ребенка; -совершенствование и развитие его в избранном виде деятельности, т. Соответственно каждое направление требует организации педагогически продуманных условий с учетом возможностей данного возраста детей. Система дополнительного образования детей переживает период своего становления. Не имея государственных стандартов, обязательных для исполнения, она наделена правами самостоятельного определения деятельности, исходя из интересов детей и с учетом специфики свободного времени. Дополнительному образованию детей объективно присуще отсутствие любых форм принуждения. Могу, хочу, умею, делаю, не боюсь ошибиться - эти глаголы определяют позиции и детей, и взрослых. Регламентированные требования, принятые в сфере дополнительного образования детей, направлены на создание и поддержание атмосферы психологического комфорта. В практике дополнительного образования не принято предъявлять ребенку требования, которые он не может выполнить, так же как не принято наказывать за невыполненную проблемы дополнительного образования на современном этапе. Ребенок имеет право на усвоение избранной им образовательной программы в индивидуальном темпе и объеме. В этом видел смысл воспитания Этому идеалу пытаются соответствовать педагоги дополнительного образования. В Российской Федерации дополнительное образование детей - уникальная образовательная практика, не имеющая адекватной теории. Зарубежные аналоги российской системы дополнительного образования детей также не обобщены и не осмысленны наукой в той мере, которая могла бы обеспечить включение этой формы образования в Международную стандартную классификацию образования МСКО ЮНЕСКО. В условиях обновляющейся системы российского образования приоритетом проблемы дополнительного образования на современном этапе воспитание свободной, нравственной, духовной, гуманной, адаптированной, творческой личности. Личность ребенка, ее значимость в жизни образовательного учреждения в наши дни уравнивается с личностью педагога. Ребенок - высшая ценность педагогической культуры. Его жизнь бесценна: его творческий потенциал безграничен, проблемы дополнительного образования на современном этапе духовное богатство бесконечно интересно. Проблемы дополнительного образования на современном этапе деятельность педагога дополнительного образования должна исходить из этих постулатов. На примере работы МОУДО ДПЦ « СОДРУЖЕСТВО» можно с уверенностью сказать, что системе дополнительного образования удалось выбрать проблемы дополнительного образования на современном этапе путь развития с использованием накопленного опыта и соблюдением традиций. Корчак Сложные социально-экономические и политические перемены, происходящие в стране, ведут к возникновению неуправляемых процессов в различных сферах жизнедеятельности общества, требуют пересмотра устоявшихся взглядов и мнений. Эти процессы проектируются на положение детей своими самыми болезненными лучами: духовным дефицитом, разрушением идеалов и ценностей, существенным изменением образа мысли и деятельности, инфляцией, экономической дороговизной жизни, ее моральным обесцениванием. Практика показывает, что за последние годы произошло сужение «подросткового пространства» городов, резко снизилась работа по развитию массового спорта, уменьшилось число дополнительных культурных услуг, что негативно влияет на реализацию интересов и потребностей детей и подростков. Из педагогического арсенала проблемы дополнительного образования на современном этапе многие полезные традиции: разновозрастные «дворовые игры» как средство социализации ребенка в вид досуга; различные виды общедворовых досуговых мероприятий, в которых участвуют представители различных поколений. Кризис в системе организации свободного времени детей и подростков настолько очевиден, что о нем с нескрываемой озабоченностью говорят все: и представители государственных структур, и деятели общественных движений различной направленности, и средства массовой информации. Однако практических действий, приносящих реальные положительные результаты, предпринимается крайне мало. Социальная работа с детьми, подростками и молодежью по месту жительства направлена, прежде всего, на объединение воспитательных усилий семьи, школы и клубного коллектива, специалистов учреждений, работающих с подрастающим поколением, по решению проблем социализации подростков; культурной адаптации и социальной реабилитации, нормализации ее социально-культурного становления, подготовки к самостоятельной активной жизни, обеспечению условий для личностного роста, развивающего досуга и образования, для решения конкретных проблем подростков, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях. Клуб — место свободного общения, встреч, объединения по интересам, самостоятельности и самоорганизации, активного общественного участия в решении коллективных проблем. Детско-подростковый клуб — учреждение, реализующее программы и проекты культурно-воспитательного характера с целью организации общения и досуга, социализации и адаптации детей, подростков и молодежи по месту их жительства. Главная и основная проблема деятельности детско-подростковых клубов — проблемы дополнительного образования на современном этапе чрезвычайного многообразия существующих здесь направлений, программ и методик, идей и профессий, энтузиастов и специалистов в целое, способное действительно целенаправленно и эффективно служить основанием, базой реализации приоритетных направлений по организации работы по месту жительства. От проблемы дополнительного образования на современном этапе клубов требуются особые качества, динамичность деятельности, высокая психолого-коммуникативная культура, умение работать с мотивацией, удерживанием интереса без принуждения и суровой дисциплины. Центр был создан в целях реализации дополнительных образовательных программ и услуг, организации культурно-досуговой, социально-профилактической, спортивно-массовой и воспитательной проблемы дополнительного образования на современном этапе с детьми, подростками и молодежью по месту жительства. Деятельность Центра ориентирована на осуществление комплексного потенциала образовательного процесса: обучения, воспитания и развития. Накоплен большой педагогический опыт по организации работы с детьми, подростками и молодежью по месту жительства, проводится работа по оказанию практической помощи выпускникам центра в профессиональном самоопределении. В состав детско-подросткового центра «Содружество» входят 20 детско-подростковых клубов и центр игровых технологий «Истар». На сегодняшний день 7000 детей, подростков и молодежи в возрасте от 4 проблемы дополнительного образования на современном этапе 27 лет занимаются в 656 кружках и секциях по различным направлениям: прикладное творчество, изобразительное искусство, хореография, вокал, театральное искусство, туризм, футбол, настольный теннис, восточные единоборства, военно-патриотические клубы, ролевые игры и т. } В оперативном управлении МОУДО «Детско-подростковый центр «Содружество» находится 25 помещений общей площадью проблемы дополнительного образования на современном этапе кв. На базе помещений расположено: - 11 хореографических залов 10 кабинетов для проблемы дополнительного образования на современном этапе вокалом 35 кабинетов прикладного творчества 11 театральных залов 18 залов для проведения спортивных проблемы дополнительного образования на современном этапе 2 кабинета для занятий туризмом проблемы дополнительного образования на современном этапе помещения костюмерные, душевые, раздевалки Центр является многопрофильным учреждением, на базе которого реализовываются программы дополнительного проблемы дополнительного образования на современном этапе по разнообразным направлениям: - хореография; - вокал; - прикладное творчество; - туризм; - техническое творчество; - фольклор; - общая физическая подготовка; - спортивные секции; - театральное искусство; - ИЗО-деятельность; - ролевые игры; - др. Деятельность Центра направлена на создание условий для личностного развития детей, подростков и молодежи, адаптацию их в обществе, профессиональное самоопределение и осуществляется в комплексе: - познавательная деятельность — направлена на развитие познавательных интересов, накопление знаний и умений, формирование умственных способностей и прочее; - ценностно-ориентационная деятельность представляет процесс формирования отношений обучающихся к миру, формирование его убеждений, взглядов, усвоение нравственных и других норм жизни людей — всего того, что называют ценностями; - коммуникативная деятельность — направлена на создание среды общения, развития навыков общения, воспитание культуры общения и формирование языковой культуры; - досуговая и спортивная проблемы дополнительного образования на современном этапе — означает содержательный, развивающий отдых, свободное общение, в котором инициатива должна принадлежать обучающимся. } Центр создан в целях развития мотивации личности к познанию и творчеству, реализации дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности и общества, организации культурно-досуговой, социально-профилактической, спортивно-массовой и воспитательной работы с детьми, подростками и молодежью по месту жительства. } Задачи деятельности центра: - обеспечение максимально благоприятных условий для повседневного пребывания в нем детей, подростков и молодежи, в том числе, нуждающихся в социально-психологической проблемы дополнительного образования на современном этапе, реализация программ по организации неформального общения; - организация комплекса мероприятий по нравственному, эстетическому, трудовому, патриотическому, гражданскому и физическому воспитанию детей, подростков и молодежи; - создание социально-культурной среды для развития творческого потенциала детей, подростков и молодежи, расширения разнообразных форм досуговой и развлекательной деятельности; - осуществление индивидуальной и групповой работы по профилактике негативных явлений среди различных формирований детей, подростков и молодежи; - адаптация и социальная реабилитация детей, подростков и молодежи с индивидуальными особенностями и трудностями социализации; - работа по профессиональной ориентации, частичной занятости, трудоустройству и социальной защите интересов подрастающего поколения; - оказание помощи в защите прав и законных интересов детей, подростков и молодежи; - поддержка социально-значимых программ. } Традиционно на базе центра проходят мероприятия и соревнования, объединяющие детей и подростков всего города. Основными реализованными проектами и программами стали: Чемпионат по футболу на снегупроходит среди футбольных команд, занимающихся в центре, в состав которых входят студенты СУЗов и старшеклассники в возрасте 16-18 лет. Цель чемпионата - активизация отдыха молодежи во время каникул январь-февраль и выявление проблемы дополнительного образования на современном этапе футболистов. Победитель чемпионата становится обладателем переходящего кубка «Содружество», лучшие игроки чемпионата награждаются проблемы дополнительного образования на современном этапе медалями. Военно-спортивная игра на местности «Снежный барс». Игра проводится с целью военно-патриотического воспитания подрастающего поколения, развития чувства гражданской ответственности и готовности к действиям проблемы дополнительного образования на современном этапе экстремальных ситуациях. Поддержку при проведении оказывают военкоматы г. Калуги, Калужский отряд милиции особого назначения и МУ «Городской спортивно-туристский клуб». Фестиваль театральных коллективов детско-подростковых клубов проблемы дополнительного образования на современном этапе. На базе центра занимается 5 кукольных театров и 12 театральных студий, для которых в марте-апреле месяце каждого года проходит фестиваль. Фестиваль проходит в 3-и этапа: 1. Критерием оценки выступлений на фестивале являются: литературный репертуар, уровень сценической культуры, органичность исполнения, яркость образа, артистизм. Основными целями и задачами фестиваля является: популяризация театрального искусства и выявление творчески одарённых детей. По итогам фестиваля с наиболее одаренными детьми проводятся занятия по сценической речи и актерскому мастерству, их привлекают к ведению концертных программ на городских мероприятиях. Четыре наших выпускника стали актерами областного театра. Фестиваль театральных коллективов «Зазеркалье» имеет большое значение для обмена опытом между театральными коллективами детско-подростковых клубов и всегда проходит в атмосфере доброжелательности. Выставка прикладного творчества «Рукотворное чудо»проходит ежегодно и является отчетным мероприятием кружков прикладного творчества. Проблемы дополнительного образования на современном этапе 400 работ, выполненных в различной технике шитье, вышивка, вязание, проблемы дополнительного образования на современном этапе, роспись, лепка, самолетостроение, цветоделие, лоскутная техника, оригами, бумажная проблемы дополнительного образования на современном этапе, реконструкция исторического костюма, аппликация, изобразительное искусство, выжигание, изонить, бисероплетение, мягкая игрушка и т. {8} Во время работы выставки педагоги центра для посетителей проводят мастер классы: «Плетение на коклюшках», «Лепка из глины», «Роспись по стеклу» и др. Целью проекта является популяризация прикладного творчества, воспитание трудолюбия, развитие эстетического вкуса, привлечение внимания общественности к деятельности детско-подростковых клубов МОУДО «ДПЦ «Содружество». Чемпионат по футболу среди дворовых непрофессиональных команд «Кожаный проблемы дополнительного образования на современном этапе по четырем возрастным группам 10-12 лет, 13-14 лет, 15-16 лет,17-18 лет. На первом этапе проходят круговые отборочные игры по микрорайонам города. Победители выходят в полуфинал и встречаются в финале. К участию в чемпионате не допускаются игроку профессионально занимающиеся футболом в ДЮСШ и СДЮШОР, с целью активизации занятиями массовыми видами спорта всех желающих детей и подростков. Общее количество команд — 35, участников чемпионата — 450 человек. Из лучших игроков чемпионата формируется сборная ДПЦ «Содружество», которая принимает участие в первенстве города по футболу среди любительских команд. Детский праздник «А у нас во дворе …»традиционно проходит на центральной площадке города в Парке культуры и отдыха, с целью подведения итогов работы за проблемы дополнительного образования на современном этапе год, привлечения детей и подростков к занятиям в кружках и секциях центра, оказания методической и практической помощи образовательным учреждениям по организации работы по месту жительства. В программе праздника: Концертная программа с участием хореографических и вокальных коллективов центра Выставка поделок, изготовленных детьми и подростками, занимающимися в детско-подростковых клубах «Город мастеров». Всем желающим гостям праздника предлагается попробовать свои силы проблемы дополнительного образования на современном этапе изготовлении различных игрушек, поделок и сувениров под руководством педагогов центра и взять изделие на память о празднике. Вернисаж рисунков на асфальте «Мой город — мой двор» Фольклорная площадка: выступление фольклорных коллективов, народные игры, конкурс частушек. Спортивные состязания: армрестлинг, настольный теннис, городки и т. Рыцарская площадка: чемпионат по историческому фехтованию, стрельба из лука Общее количество участников программы — 2500 человек. Туристский слет «Клубная тусовка»традиционно проходит в течение 4-х июньских дней на берегу реки Вырка в 12 км от города Калуги под девизом: «Мы за здоровый образ жизни! } В турслете принимают участие команды девчонки и мальчишки в возрасте от 6 до 18 лет в количестве 200 человек. В программу слета входят спортивные соревнования военно-спортивная эстафета, контрольно-комбинированный маршрут, веселые старты, перетягивание каната, волейбол, мини-футбол, стрельба из винтовки, шашки и творческие конкурсы приветствие, капустник, конкурс самодеятельной песни, конкурс частушек и т. Хорошей традицией слета стало награждение всех участников и гостей памятными сувенирами брелки, календари, банданы. Фестиваль творческих коллективов «Радуга чудес»объединяет усилия кружков изобразительного искусства, вокальных и хореографических студий и проходит в три этапа: I этап — акция по эстетическому благоустройству дворовых площадок, II этап — концертные программы вокальных студий, III этап — концертные программы хореографических студий. Основные задачи фестиваля направлены на создание условий для развития ценностных ориентаций, самореализации членов творческих коллективов детско-подростковых клубов в избранном виде деятельности и самовыражения личности посредством творчества, выявление одарённых детей. Во время программ концертные залы бывают переполнены зрителями 500-600 человек. В этом году в рамках программы фестиваля «Радуга чудес» проходили обучающие семинары по различным направлениям хореографического искусства, которые проводили лучшие хореографы нашего города. Соревнования «Веселые старты»проводятся в целях привлечения детей и подростков к занятиям активными видами спорта, популяризации массовых видов спорта и обмена опытом работы по организации спортивно-оздоровительного досуга детей на дворовых площадках. Соревнования проводятся на спортивных площадках города в два этапа: I этап — отборочные соревнования по микрорайонам, II этап — финальные встречи лучших команд. Участники соревнований проблемы дополнительного образования на современном этапе от 400 до 500 человек. Программа соревнований «Веселые старты» очень популярна у детей и подростков МОУДО «ДПЦ «Содружество», так как всегда включает разнообразные состязания и народные игры. Данные соревнования, прежде всего, позволяют организовывать физкультурно-оздоровительный досуг ребят, укрепляя их здоровье, и, приобщая к ценностям здорового образа жизни. Чемпионат по настольному теннису. Настольный теннис является одним из самых распространенных видов спорта среди подростков. В каждом помещении центра установлены теннисные столы и вечерами все желающие могут поиграть. Цель чемпионата выявление лучших игроков. На первом этапе проходят соревнования в каждом микрорайоне из лучших игроков формируются команды в составе трех человек по двум возрастным категориям. На втором этапе проходят соревнования среди сборных команд от клубов и определяются победители чемпионата. } Заключение Важнейшей задачей всякого человеческого общества на протяжении долгих лет было воспитание и обучение детей, подготовка их к будущей жизни. Вопрос, что же важнее: воспитание или образование всегда волновал человечество. Сегодняшняя цивилизация достигнута с помощью высокого научно-технического прогресса, что, безусловно, требует от человека знаний, которые приобретаются в результате обучения, но при этом нельзя забывать, что личность должна всесторонне развиваться в общении, культуре, игре, досуге. Полноценная личность не может вырасти только на обязанностях, она должна формироваться и на личных, досуговых интересах. На основе имеющейся информации о системе дополнительного образования можно сделать вывод, что система дополнительного образования, и есть то звено, что обеспечивает развитие полноценной, глубокой личности. На примере детско-подростковых клубов можно сказать: в учреждение представлены разнообразные виды деятельности, создаётся особая микросреда, основанная на неформальности отношений, добровольности участия, свободе выбора досуговой и познавательной деятельности. В свободной, эмоционально насыщенной атмосфере наиболее ярко раскрывается проблемы дополнительного образования на современном этапе каждого ребёнка, происходит обмен опытом, вырабатывается собственная жизненная позиция, формируются общественные интересы и качества, художественный и эстетические вкусы. Образовательный процесс здесь направлен на гуманистическое развитие личности каждого ребёнка. Педагогический процесс представлен во всём разнообразии приёмов и способов группового индивидуального взаимодействия с личностью; здесь происходит превращение личности воспитанника в субъекта самовоспитания, саморазвития, самосовершенствования; регулирование взаимоотношений в системе «Личность-общество». Деятельность ребёнка в учреждении дополнительного образования развивает интеллект и творчество. Здесь создаётся база, реальные возможности для систематического единого процесса воспитания, обучения, и развития детей. Творчество рождается потребностью человека в снятии напряжения, возникающего в ситуации незавершённости или не определённости, имеет 3 составляющие: творческие способности, творческие умения, творческая мотивация. Только при наличии всех 3-х факторов можно ожидать от ребёнка выдающихся достижений, т. Такая деятельность связана с положительными эмоциями именно поэтому развивает способности, то есть оригинальность, способность к синтезу и анализу, умение видеть проблему и др. Это можно отнести как к творческому продуцированию оригинальных идей, так и к их творческой разработке. Оценка и деятельность детей может служить: способность выявлять и ставить проблему, выдвигать новые, неожиданные идеи выражать в характере и тематике своих выступлений, самостоятельность, фантазию. Таким образом, учреждение дополнительного образования направляют деятельность ребёнка на развитие, с одной стороны творческого мышления с проблемы дополнительного образования на современном этапе на логическое, и с другой — связано с воображением, оригинальностью и разнообразием идей. Педагогическая ценность данных учреждений состоит в том, что они создают условия для самореализации творческого потенциала личности, гибко реагируют на изменение в потребностях и запросах детей и подростков. Аттестация педагогических кадров в учреж. Пособие для руководителей детских творческих объединений. Методика и технология работы педагога дополнительного образования. Формирование имиджа педагога доп. Нормативно-правовая база деятельности учреждений доп. Образования детей в современных социокультурных условиях. Е Лебедева — Москва. Дополнительное образование детей: Учеб. Педагогика коллективной творческой жизни. Х Педагоги, родители, дети. Учреждение дополнительного образования детей: инновационная социально-педагогическая модель:в 2-х частях Москва 2004 год. Педагог и подростки: трудности и радости совместного бытия. Показатели оценки результативности деятельности муниципального образовательного учреждения дополнительного образования «Детско-подростковый центр содружество» на 2005-2006 гг. Педагогическое управление учреждением дополнительного образования инновационного типа. Учеб пособие для студентов высш. Воспитательная деятельность внешкольных учреждений: СБ. Организация и управление деятельностью учреждения дополнительного образования детей.

См. также